» » » ТЕОДОРУС ВАН ГОГ. Любовь до гроба

ТЕОДОРУС ВАН ГОГ. Любовь до гроба

Нежные чувства

Кто-то зовет его добрым ангелом, кто-то – прагматичным галерейщиком, приведшим брата к самоубийству. И почитатели, и критики сходятся в одном – если бы не старания Тео, мир никогда не узнал бы Винсента Ван Гога.

Моё детство было мрачным, холодным и пустым…

Теодорус Ван Гог был младше Винсента на четыре года. По свидетельству гувернантки в семейном кругу старший брат отличался замкнутостью, был угрюм и необщителен, а с одиннадцати лет уже уехал в интернат.

Исходя из этого многие исследователи отбрасывают версию о крепких семейных узах, основанных на счастливых совместных воспоминаниях, и говорят лишь о прозорливости Теодоруса, с раннего детства осознавшего, что буке- Винсенту предстоит больше будущее.

Сам Винсент писал «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…»

Но не будем упускать тот факт, что в пятнадцать лет Винсент неожиданно отказался от учебы в очередном интернате и вернулся в родительский дом, где вполне мог действительно сблизиться с Тео и оказать на младшего брата то самое «душевное» влияние, которое не хотят видеть сторонники прагматичного отношения Теодоруса к брату.

Впрочем, какие бы мотивы не руководили Теодорусом, в итоге все обернулось классической историей о самоотверженном меценате-пророке, заботившемся о брате всю сознательную жизнь и тем создавшем новое направление искусства.

650 против 32

Так или иначе в 1872 году девятнадцатилетнему Винсенту Ван Гогу, уже три года успешно торгующему предметами искусства в гаагском филиале крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, приходит первое письмо от младшего брата.

В семье Ван Гогов было шестеро детей, но именно Тео, несмотря на трудный характер Винсента и его явное нежелание общаться, решился инициировать переписку. С одной стороны, ничего удивительного – партнером в компании Goupil & Cie был родной дядя братьев, Теодорус тоже собирался работать там, и просил поделиться опытом. С другой – ответы старшего поначалу были настолько сухи и кратки, что пылкому подростку лучше было бы поискать советов в другом месте. Но нет! Настойчиво и регулярно Теодор пишет свои письма, расспрашивая брата не столько о бытовых подробностях, сколько о взглядах на творчество и мироустройство.

Ответы Винсента становятся все глубже, объемней и теплее. От первых несколько холодных наставлений, вроде не курить рубку и побольше времени уделять изучению творчества различных художников, брат переходит к рассуждениям о жизни, высылает карандашные наброски своего видения картин и даже – это уже позже – советуется перед принятием самых ответственных решений.

Ответными письмами Тео не только горячо поддерживает Винсента в трудные минуты и радуется вместе с ним любым его успехам, но и неуклонно провоцирует думать, не отвлекаться, не сходить с пути. В зрелом возрасте Винсент не раз еще заявит, что именно отвечая на письма Тео, многие вещи сам для себя формулировал впервые, осознавая много нового, находя собственный подход и предопределяя будущее.

Неоконченное письмо к брату находилось в кармане Винсента и в момент самоубийства.

Переписка длилась без малого 19 лет. Именно благодаря ей современные исследователи могут четко отследить, как формировалось мировоззрение Винсента Ван Гога, как менялись его творческие приоритеты, как зарождался постимпрессионизм.

Теодорус бережно хранил все письма брата. Ныне опубликовано более 650 писем Винсента к Тео и около 32 (увы, старший брат не отличался особой бережливостью) писем Теодоруса. И даже одно это наследие (еще не меценатство, но уже огромное подспорье истории искусства) — без сомнения является огромным вкладом Тео в развитие мировой культуры.

Меценатство

1 января 1873 года шестнадцатилетний Теодорус Ван Гог приступил к работе в Goupil & Cie. Он был самым младшим сотрудником фирмы, но и, по общему мнению, самым ярким, смелым и увлеченным.  После того, как Винсента перевели в Лондон, Тео перешел на его место в Гаагу и стремительно стал одним из самых преуспевающих арт-дилеров. За коммерческую хватку и умение "заражать" своей страстью к искусству в 1884 году его забрали в Париж в головной офис.

Винсент к этому времени уже давно отошел от продаж. Развивая собственный художественный талант (пока как самоучка, для себя), он пробовал свои силы в различных профессиональных отраслях, но нигде не приживался. Он даже думал пойти по стопам отца и стать пастором в деревне, но не выдержал внезапно обнаружившейся конкуренции за это место и разыгравшихся интриг.

Не прекращая переписку, Теодорус одобрял брата во всех начинаниях, но всегда мягко подталкивал к главному – пиши, ты художник, ты можешь проповедовать через картины и именно они дадут тебе возможность самореализоваться. В 1880 году при поддержке брата (на этот раз уже и материальной) Винсент уезжает в Брюссель учиться в Академии Изящных Искусств. Позже в разных городах он еще неоднократно возвращается к обучению – берет частные уроки, посещает классы живописи при Академии Художеств, поступает в знаменитую школу Фернана Кормона, изучает в разных студиях импрессионизм, японскую гравюру, теорию цвета, фактурную живопись. Все это, не скупясь, оплачивает Тео.

Есть версия (но документальных подтверждений тому нет), что братья заключили соглашение – часть прибыли от всех проданных работ Винсента будет перечисляться Теодорусу. В этом контексте странным выглядит тот факт, что первые годы «братского меценатства» Тео делал вид, что деньги Винсенту приходят от отца. Скорее уж потом, когда обман раскрылся, и старший брат от всей души поблагодарил младшего в письме, он в личном разговоре сам предложил такую компенсацию затрат (на то есть некоторые косвенные указания в последующих письмах).

Достоверно известно только, что с 1884 года Тео в обмен на некоторые картины, которые брат писал именно для его коллекции, перечислял Винсенту небольшую ежемесячную ренту (примерно четверть заработка врача или адвоката) и обеспечивал художника материалами для работы (кистями, холстами, красками). Благодаря этой технической поддержке, между прочим, работы Ван Гога сохранились существенно лучше, чем, например Гогена или Тулуз-Лотрека, писавших на чем попало из-за глобального безденежья.

Кроме того, Теодор взял на себя поставку брату одежды и необходимых для творческого роста книг, а в будущем оплачивал лечение (увы, это оказалась серьезная статья расходов).

На верном пути

Работы Винсента Ван Гога при этом почти не продавались. Не все было так плохо, как говорит легенда – мол, при жизни братьев Ван Гогов была продана только картина «Красные виноградники в Арле» – но в реалиях дела тоже шли не ахти. Документально подтверждена продажа 14 работ Винсента Ван Гога, но, будем откровенны, за копейки. Серьезную прибыль братьям действительно принесли только «Виноградники». Впрочем, по замыслу обоих все это было только начало. Продав в 1882-ом году первую из вышеупомянутых 14-ти работ, Винсент написал брату: «Первая овечка прошла через мост». У мецената Тео и художника Винсента были грандиозные планы и для этого имелось немало оснований и кроме веры в силу искусства и творческое чутье.

В  1886-ом году по настойчивому приглашению Теодоруса Винсент переезжает в Париж. Тут, на Монмарте, Винсент переживает один из самых плодотворных периодов своего творчества. Он попадает в родственную среду ищущих душ, он, наконец, обретает общество, с которым может говорить на одном языке. Известны случаи, когда Винсент прямо на улице останавливал людей, показывал им свои работы и пускался в долгие дебаты об искусстве. Он расцвел. Чтобы показать, что его картины способны украсить интерьер среднего буржуа, он проводит несколько выставок в кафе, и даже продает на них свои работы. В качестве перфоманса, а не от безнадеги, как считают некоторые исследователи, ведь параллельно с этим Винсент Ван Гог стал постоянным участником выставок в "Салоне независимых" и "Свободном театре". О популярности Винсента в художественной среде можно судить хотя бы по количеству его портретов, написанных известными художниками-современниками. Потрет Ванг Гога писали Тулуз-Лотреком, Русселем, Бернаром. Люсьен Писсарро изобразил Винсента беседующим с самым влиятельным художественным критиком тех лет – Фенелоном. Винсент Ван Гог, наконец, нашел среду, готовую воспринимать.

А что же младший брат? Теодорус Ван Гог к тому времени – признанный авторитет в среде арт-дилеров. Кроме основного направления продаж Goupil & Cie, Тео создает также «экспериментальное» отделение. Обостренное чувство прекрасного и талант бизнесмена подталкивают его заняться популяризацией новой эры в искусстве. Чем мог он помогал  импрессионистам, проводил в галерее персональные выставки Камиля Писсарро и Клода Моне, поддерживал Гогена. Этажом выше Goupil & Cie, в своей собственной квартире, Теодор устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи. Это были первые «квартирные выставки» в мире. Постепенно они набирали известность, а позже стали очень популярным направлением в Париже. На экспозициях в квартире Теодоруса побывала (и в качестве зрителя, и в качестве художников) вся творческая элита Европы. И гвоздем этих выставок  неизменно были работы Винсента. Да, широкая публика их пока не принимала. Да, покупатель лишь присматривался, недоумевая. Но интерес уже возник и развивался.

Вкладываясь – и материально, и душевно без остатка – в судьбу брата, Теодор понимал, что делает важное и значимое дело, которое, к тому же, вот-вот, станет прибыльным.

Переломный момент

В 1888 году Винсент Ван Гог решает покинуть Париж, чтобы, переехав в Арль, изолировать себя от излишней суеты и полностью отдаться творчеству. Беды ничто не предвещало, и Теодорус с радостью поддержал идеи брата. По плану это был не переезд, а творческая командировка.

Винсент  мечтал о создании «Мастерской Юга» – объединения, в котором художники-единомышленники могли бы посвятить себя работе для будущих поколений. Теодорус поддержал начинание финансово и даже «заразил» идеей своего друга Поля Гогена, которого направил к Винсенту для обсуждения постулатов и концепции нового искусства. Обсуждение, как известно, не сложилось – художники поссорились, Ван Гога обуял серьёзный приступ психической болезни, закончившийся отрезанной мочкой уха и глобальным нервным срывом.

Но, впрочем, именно тогда и там впервые были сформулированы идеи постмодернизма, жизнеспособность которых Винсент – несмотря на болезнь и последующее постоянное пребывание в разных клиниках – доказывал в каждой своей новой работе.

Безжалостная биография

Весной 1890-го года, будучи выписанным из очередной больницы, Винсент перебрался под Париж и впервые за два года увиделся с Тео. За это время Теодорус женился.

Говорят, познакомившись лично с женой и сыном брата, Винсент внезапно понял, что попросту не может больше принимать финансовую помощь от человека, которому положено кормить семью. К тому же, в тот период на плечи Теодоруса легла забота о немощной старой матери. Винсент, испытав болезненные мучения совести, захотел уйти в тень, а Тео настаивал: «Ты что! Соберись! К чертям уныние! Мы сделали так много, что отступать сейчас никак нельзя. Смотри, вот «Меркюр де Франс» опубликовал восторженную статью о твоих «Виноградниках», а еще тебя зовут в Брюссель на выставку «Группы двадцати»... Это успех! Да, с финансами сейчас тяжеловато, но ты же уже выздоровел, оплачивать клинику больше незачем. Пиши! Не останавливайся, брат! Я как-то выкручусь, и мы прорвемся, ты пиши!»

Есть версия, что до самоубийства Винсента Ван Гона довели муки совести и страх, что он не оправдает ожиданий брата. И, дескать, если б Тео не давил, то, может, кризис не свалил бы Винсента так скоро.

Но существует и более простое объяснение. Всему виной болезнь. Обманчивая настолько, что художника уже сочли здоровым и даже дали в руки револьвер для отпугивание ворон, мешавших работе над ставшим позже мегазнаменитым полотном «Пшеничное поле с воронами». Непреклонная настолько, что от малейшего волнения – будь то переживания по поводу расходов брата, волнение о стареющей матери или недовольство погодой – Винсент мог надолго лишиться рассудка. Страшная настолько, что сам больной, едва ощущая ее приближение терял все силы и волю к жизни. Как теперь известно, это была семейная беда Ван Гогов. Две тетки, младшая сестра, Винсент – не так уж мало пациентов клиник для душевнобольных на одну семью. Да и сам Тео… Да, вернемся к Тео.

Вернемся к Тео


После того как 27 июля 1890 года, выйдя на прогулку, Винсент Ван Гог выстрелил себе в сердце, Теодорус впал в отчаяние. Два дня брат умирал у него на руках, и что-либо поделать было невозможно.

После похорон Тео попытался убедить несколько знаменитых парижских галерей сделать выставку работ Винсента – но ничего не получилось.  Посмертная выставка прошла в квартире Теодоруса, который, по утверждениям очевидцев, был настолько плох и морально сломлен, что почти никого не узнавал. В октябре его госпитализировали.

Теодорус Ван Гог скончался в клинике для душевнобольных спустя полгода после самоубийства брата. Не стало покровителя искусств, мецената и провидца. Человека, подарившего миру постимпрессионизм.

Спасибо

Винсент Ван Гог сегодня – один из самых знаменитых художников мира. Его картины стоят целые состояния. Открывшийся в 1972 году в Амстердаме музей Ван Гога, основывающийся на коллекции подаренной Голландии сыном Теодоруса, ежедневно посещают миллионы любителей искусства.

Тео ушел, но дело, начатое им, живет и делает нашу планету в сто крат прекрасней. В нем он бессмертен.